Педагог должен быть психологом….
Обновленные федеральные государственные стандарты общего образования определили точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, а учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся является одним из важнейших составляющих системно-деятельностного подхода в образовании, как методологической основы ФГОС. В связи с этим психолого-педагогическая компетентность педагогов приобретает особую актуальность и является важнейшим показателем его профессионализма.
В рамках проекта «Дорога к пониманию» для педагогов сельских школ (участников проекта) Лаишевского, Верхнеуслонского, Тетюшского, Алексеевского района были проведены семинары-практикумы по повышению компетенций в области возрастной психологии, профилактики подростковой агрессии. На этих встречах педагоги не только ознакомились с психологическими особенностями агрессивного поведения детей и подростков, но и получили практические рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Проведенные занятия еще раз продемонстрировали актуальность направления проекта «Дорога к пониманию». Педагоги и руководители школ выразили мнение о необходимости системной работы в данной области, а также озабоченность нехваткой специалистов-психологов на селе.
«УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА»
«УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА»- под таким девизом проходили тренинги, в которых одновременно принимали участие подростки, их родители и педагоги.
Проведенные в рамках проекта «Дорога к пониманию» мероприятия показали готовность педагогов и родителей ради благополучия своих детей строить эффективные отношения с подростками, устранять возникающее недопонимание.
В надежде стать более хорошими родителями взрослые готовы на многое и как показывает практика, самое важное в общении с ребенком — это постараться его услышать, понять и принять. Но именно это зачастую вызывает затруднение у современных родителей. Дорога к пониманию родителей и педагогов с подростками должна начинаться с диалога, в котором стороны слушают и слышат друг друга. Уметь слушать — это настоящее искусство, которое помогает быть внимательным, учит ценить то, что нам говорят другие, понимать, почему они говорят нам именно это. Овладение этим искусством поможет наладить отношения в общении с членами семьи, друзьями, педагогами.
«В гармонии с собой»
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования. Необходимость индивидуального психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, в том числе педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников образовательной организации четко определена и в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах.
Профессия педагога - одна из наиболее энергоемких профессий, требующая огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат. И большинство учителей рано или поздно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания. Это проявляется в эмоциональной сухости, личной отстранённости, апатии, потери интереса к работе, в упрощении всех сторон профессионального общения. Для педагогов эмоциональное выгорание чревато такими неприятными последствиями, как развитие хронической усталости и уныния, разочарованности и подавленности. Кроме того, этот синдром становится реальной преградой самореализации, получения удовлетворения от своего труда, личностного и профессионального развития.
Итоговое интерактивное занятие для участников апробации УМК «Мои первые проекты»
В соответствии с приказом министра образования и науки РТ Хадиуллина И.Г. «Об апробации учебно-методического комплекта «Мои первые проекты» для 1-х классов» от 15.10.2021 под №1316/21 в общеобразовательных учреждениях республики проведен первый этап апробации УМК. В соответствии с планом мероприятий для учителей, участников апробации, организованы курсы повышения квалификации по дополнительной образовательной программе «Формирование метапредметных результатов младших школьников с использованием проектно-исследовательской технологии».
В рамках реализации указанной дополнительной образовательной программы и с целью подведения предварительных итогов первого года апробации УМК «Мои первые проекты» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» 19 мая 2022 года проведено очное итоговое занятие для слушателей курсов повышения квалификации в формате интерактивного методического семинара. В работе семинара участвовали представители 37 районов республики и г. Казани - около 70 учителей, принимающих участие в апробации. В обсуждении итогов первого этапа апробации приняла участие и выступила начальник отдела дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РТ Шаяхметова Роза Искандаровна.
Участники семинара, обсудив результаты первого этапа апробации УМК «Мои первые проекты» для 1-х классов, пришли к выводу, что пособия действительно имеют инновационный характер, они в достаточной степени нацелены на формирование специфических исследовательских и проектных умений, основ функциональной грамотности младших школьников.
Методические мероприятия Центра
С целью эффективной реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, наш Центр реализует ряд методических мероприятий практической направленности, в том числе курсы повышения квалификации:
1. «Обновленные ФГОС: содержание, реализация, методическое сопровождение», объем 36/72 часа, для методистов управлений (отделов) образования ИК МР;
2. «Обновленные ФГОС: содержание, механизмы реализации», объем 36/72 часа для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций;
3. «Компетенции педагогического работника: эффективная реализация общеобразовательных программ по обновленным ФГОС», объем 36/72 часа для педагогов общеобразовательных организаций.
В рамках обучения, через тренинги и практикумы, совместно со слушателями подробно разбираем такие важные моменты как влияние ФГОС на регулирование системы образования в части обеспечения единых понятий, государственного контроля, преемственности. У слушателей появляются четкие представления о ключевых различиях в разрезе обновленных и действующих ФГОС, их отражение в локальных актах, ООП, рабочих программах учебных курсов и т.д. Не обходим стороной, и вопросы в части выполнения требований к условиям реализации программ начального и основного общего образования: психолого-педагогическим, кадровым условиям, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению.
До завершения приема конкурсных материалов остается 3 дня…
Обращаем внимание читателей, что продолжается прием материалов на
III республиканский Конкурс исследовательских проектов «Мои первые открытия», посвященный Году народного искусства и культурного наследия в России и Году цифровизации в Республике Татарстан. Конкурс проводится уже третий год НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» и МБОУ «Гимназия № 183» Советского района г. Казани при поддержке: Министерства образования и науки РТ, МКУ «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования Казани».
Конкурс нацелен на повышение у педагогов и школьников интереса к проектной и исследовательской деятельности, изучению родного языка и культурного наследия, предназначен для оказания методической и методологической поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений в научной, проектной и экспериментальной деятельности, в том числе в использовании учебно-методического комплекта ЦСГО «Мои первые проекты».
Следует отметить, что в этом году предложены новые номинации «Мир цифры» и «Мир культурного наследия народов России».
Конкурс проводится в два этапа: с 10 марта по 20 апреля 2022 г.
Вебинар «Самообследование дошкольной образовательной организации: особенности отчета за 2021 год»
Как понять своего ребенка: психолог советует...
Одной из задач реализуемого проекта «Дорога к пониманию» является повышение уровня знаний и навыков родителей в области психологии (способность слышать, понимать и поддерживать подростка). Значимая характерная особенность подросткового возраста - переориентация общения с родителями, учителями и сверстниками: подростки стараются высвободиться из-под опеки взрослых и самоутвердиться в среде сверстников. В то же время они не способны в полной мере обеспечивать свою безопасность, решать психологические проблемы, строить отношения, выходить из конфликтных ситуаций. А родители зачастую не обладают достаточными знаниями и навыками поведения в подобной ситуации, срабатывает стереотип, что ребенок должен сам решать свои проблемы.
Онлайн-мониторинг, проведенный среди родителей сельских школ-участников проекта, показал, что у более 30% опрошенных имеется напряженность в отношениях с детьми. Чувствуют себя виноватыми в некоторых конфликтных ситуациях 62% родителей, 40% родителей на некоторые поступки ребенка реагируют излишне эмоционально и потом жалеют об этом. В первую очередь это связано с отсутствием навыка выбора адекватной стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также неумением выстроить процесс саморегуляции.
Так же было выявлено, что более 60% родителей используют свою интуицию и свой опыт в воспитании, но нужно четко дифференцировать, что есть интуиция и какой опыт получил родитель? И приведет ли опыт и интуиция к положительным, конструктивным результатам во взаимоотношениях с детьми? Важно проанализировать этот процесс. Кроме того каждый пятый из опрошенных родителей (22%) отметил, что часто пользуется советами друзей в воспитании ребенка. Но и здесь нужно учитывать, что чаще всего советы основаны не на научных знаниях психологии и возрастных особенностей подростков, а на житейских ситуациях и на личном опыте друзей. Непрофессиональная помощь может нанести еще больший вред, привнести деструктивный аспект во взаимоотношения родителей и детей.
Как пережить переходный возраст: вопросы, волнующие подростков и их родителей
Продолжается реализация социального проекта «ДОРОГА К ПОНИМАНИЮ». На этот раз были проведены выездные мероприятия в Мокрокурналинской средней общеобразовательной школе Алексеевского муниципального района РТ.
С учащимися 5-8 классов обсудили такие важные для них вопросы как «Я ребенок или взрослый?», «Почему подросток должен уважать мнение старшего, а старший нет?», «Как объяснить родителям, что их желания – не твои?», «Почему мне не верят?» и т.п.… Но эти вопросы, как и ответы на них, волнуют и их родителей.
Переходный возраст является «трудным» не только для взрослых, но и для детей. Как сделать так, чтобы родители и подростки услышали и поняли друг друга, научились уважать мнение другого и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь»…. Эти и другие вопросы обсуждались на практическом занятии с родителями, на тренингах с подростками.
Финал XXIII конкурса «Золотая Психея» по итогам 2021 года!
Поздравляем Меркулову Веронику Александровну и Коростышевскую Татьяну Анатольевну с выходом в финал XXIII конкурса «Золотая Психея» по итогам 2021 года!
В номинации «Психологический инструмент года» эксперты выбрали в финал всего 4 проекта, в том числе и нашу рабочую тетрадь «Предупреждение оптической дисграфии».
Впереди ещё один важный этап — голосование большого жюри по выбору победителей
Выражаем огромную благодарность всем, кто проголосовал за проект и педагогам работающим по тетради!